О политике румынизации Молдавии в интервью «Эксперту» рассказал доктор исторических наук, автор книги «История Молдовы» Василе Стати.
— Насколько сильны в молдавском обществе идеи унионизма с Румынией?
— В обществе эти идеи никогда не были сильны — ни до обретения независимости, ни после. Тем не менее наши политические лидеры активно эти идеи эксплуатируют, забывая при этом о национальных и культурных интересах самой Молдовы. Дошло до того, что нынешний президент страны отрицает само существование молдавского государства.
Большинству наших политиков безразлична судьба страны, они фактически кормятся от Румынии. А там антимолдовенизм, отрицание молдавской государственности, нации и языка возведены в ранг официальной позиции. Румынские власти ежегодно тратят десятки миллионов долларов на румынизацию Молдовы. Почти во всех молдавских учебных заведениях преподаются румынская литература, язык, история, право, география. В стране нет ни одной молдавской газеты — все они принадлежат либо румынам, либо аффилированным с ними людям. Фактически вся культурная и учебно-воспитательная деятельность в Молдове была передана в руки румынских «духовных захватчиков».
— У Румынии своих проблем достаточно — это одна из беднейших стран Евросоюза. Зачем им еще и Молдавия?
— Мы, по их мнению, являемся частью Великой Румынии. Идея о возрождении этого образования активно эксплуатируется румынским руководством для отвлечения внимания населения от внутриэкономических проблем. Возвращение Бессарабии в состав Румынии рассматривается как нечто естественное. Причем речь идет не только о молдавской части Бессарабии, но и о тех ее частях, которые в 1940 году вошли в состав Украины. В Бухаресте желают вернуть всю территорию от Черновиц до Черного моря.
Сами молдаване не хотят возвращаться в состав Румынии. В истории нашего государства были разные периоды, но 22 года румынской оккупации можно считать самым сложным и унизительным из них. Архивные документы того периода зафиксировали многочисленные случаи издевательств румын над молдавскими крестьянами: убийств без суда и следствия, избиений.
— А как вы оцениваете эпоху пребывания Молдавии в составе СССР?
— В Молдавии было два периода экономического и социального процветания. Первый длился с 1812-го по 1918 год, когда мы были в составе Российской империи. Мы жили в мире, а для молдавских товаров был открыт безбрежный российский рынок. И второй — с 1960-го по 1990 год. При всех трагических и драматических событиях (депортация 1941-го и 1949 годов, голод 1946–1947 годов) нахождение в составе СССР было зенитом Молдавии. Мы были садом Советского Союза, имели молдавские школы, институты, университет. К сожалению, в партийных структурах молдавский язык не использовался, но чужой язык нам никто тогда не навязывал.
— Насколько правы те люди, которые говорят о том, что молдавский язык — это румынский язык, а молдаване — это те же румыны?
— Единственный критерий, который может тут учитываться, — это самосознание. Если люди осознают себя разными, значит, они разные. На сегодня три миллиона человек считают себя молдаванами (согласно переписи 2004 года, лишь 2% населения назвали себя румынами, тогда как молдаванами себя записали 70%. — «Эксперт»).
Наши языки можно сравнить с русским и белорусским. Румынский и молдавский понимают оба народа, они относятся к восточнороманской группе языков, у них единая форма литературного языка, но тем не менее национальные языки отличаются.
— Что, на ваш взгляд, нужно делать, чтобы остановить румынизацию Молдавии и сохранить ее как государство?
— Не может неразумное длиться вечно. Несмотря на целенаправленно проводимую политику, народ все еще ощущает себя молдаванами. Позиции нашей государственности еще прочны. Сейчас нам прежде всего нужно взять курс на налаживание отношений с Тирасполем. Надо честно сказать: в 1992 году именно румынствующие молодчики из Кишинева, пытавшиеся навязать приднестровцам чужой язык, историю и знамя, спровоцировали эту братоубийственную войну.
При этом мы реально смотрим на вещи и понимаем, что для объединения страны нам нужно и уважение к великому стратегическому партнеру — России. К сожалению, вместо этого нынешняя антимолдавская политика румынофилов имеет четкий антирусский характер.
— То есть нынешние политические лидеры страны — Влад Филат и Мариан Лупу — не относятся к людям, которые могут поднять Молдавию и сделать ее серьезным партнером Москвы?
— Мне на днях друзья из Ясс прислали книгу, называется «Теневая власть». И в ней в том числе приводятся фотографии и документы на агента румынской разведки по имени Владимир Васильевич Филат, псевдоним Кант. Он был завербован, когда был студентом в Яссах и занимался там различными аферами. Говорят, его поймали на контрабанде сигарет из Молдавии.
Что касается Мариана Лупу, то Россия сейчас с ним заигрывает — потому что, по всей видимости, не видит иных альтернативных кандидатов. Мариану Лупу это заигрывание на руку, он прекрасно понимает, что большинство наших граждан поддерживает тех лидеров, кто дружит с Россией. Но при этом Москве не надо забывать, что Лупу — двуличный человек. И был таким еще до того, как предал коммунистов (на досрочных парламентских выборах 29 июля 2009 года коммунистам из-за отмежевания Мариана Лупу не удалось получить большинства, и они набрали лишь 48 мандатов из 101. — «Эксперт»). А единожды предавший предаст и еще раз.
* Заголовок адаптирован
Источник: "ЭКСПЕРТ" № 28 19 – 25 ИЮЛЯ 2010
Автор(ы): Интервью взял Геворг Мирза http://omg.md/Content.aspx?id=9374&lang=3
Комментариев нет:
Отправить комментарий